Многие женщины периодически испытывают затруднения, пытаясь скомбинировать в своём наряде разные цвета или оттенки. Стильный образ на 99% складывается из правильного сочетания цветов в одежде, макияже, аксессуарах. Ведь цвет – это своеобразный знак, символ и сигнал. С помощью цвета можно сообщать информацию окружающим — в этом случае цвет будет играть роль тех слов, которые мы не произносим. Цвет оказывает на человека не только эстетическое, но и психологическое и даже физиологическое воздействие. Цвет влияет на настроение и самочувствие, цветотерапия, как тип лечения, признана во всём мире.
Существует целая наука о цвете и о том, как этот цвет влияет на человека.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог, вошел в историю культуры XX века как крупнейший исследователь цвета. Существует множество подходов к изучению теории цвета. И все они имеют место быть, т. к. каждая демонстрирует свои достоинства. Теория И. Иттена достаточно проста для понимания и легка в использовании. Именно поэтому ее предпочитают использовать многие дизайнеры, визажисты и стилисты
Круг, созданный И. Иттеном, состоит из трех первичных цветов: желтый, красный, синий. Путем их смешения в равных количествах получаются вторичные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый. А путем смешивания первичных и вторичных цветов получаются третичные: желто-оранжевый, оранжево-красный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий, сине-зеленый, зелено-желтый.
На основе этого цветового круга созданы правила гармоничного сочетания цветов. Прежде чем мы начнем рассматривать эти правила давайте вспомним основные понятия.
Хроматические и ахроматические цвета.
Существуют хроматические и ахроматические цвета. Хроматические это все цвета спектра. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги. Ахроматические — от белого к черному через весь спектр серого цвета.
Насыщенность и светлота цвета.
В теории цвета насыщенность — это интенсивность определённого тона. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный — приглушённым, приближённым к серому.
Добавляя в чистые спектральные цвета серый пигмент, мы получим приглушенные цвета.
На рисунке мы видим как, добавляя белый пигмент, оттенок осветляется, а добавляя черный пигмент – затемняется.
Теплые и холодные цвета.
Теплые цвета – это любой цвет с добавлением желтого пигмента, холодные – с добавлением синего пигмента. Важно понимать, что один и тот же цвет может быть и теплым и холодным по отношению к другому цвету. На рисунке мы видим, как зеленый цвет по отношению к сине-зеленому является теплым, а по отношения к желто-зеленому – холодный.
Иоханнес Иттен изложил теорию о семи цветовых контрастах. Эта теория, как и сам цветовой круг, очень проста для понимания. Итак, 7 цветовых контрастов:
- Контраст дополнительных цветов;
- Симультанный контраст;
- Контраст по цвету;
- Контраст по площади цветовых пятен;
- Контраст светлого и темного;
- Контраст теплого и холодного;
- Контраст цветов по насыщенности.
Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности, при этом, вы узнаете какое впечатление несет каждый из контрастов.
Контраст дополнительных цветов (впечатление: яркая, творческая личность).
Принцип создания: цвета расположенные друг напротив друга в цветовом круге. Например: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый.
Составляя контраст дополнительных цветов нужно помнить о пропорции этих цветов, чтобы образ был гармоничным.
Иттен, основываясь на выводах Гёте, предложил в своей книге «Искусство цвета» следующие пропорциональные сочетания:
Желтый: фиолетовый = 1/4: 3/4
Оранжевый: синий = 1/3: 2/3
Красный: зеленый = 1/2: 1/2
Данная пропорция действует только для первичных цветов. Для всех остальных цветов можно использовать любое пропорциональное сочетание.
Контраст по насыщенности (впечатление: спокойствия, относительно консервативная личность).
Принцип создания: выбираем любой цвет и дополняем его таким же цветом, но другого оттенка, например светлее или темнее. На цветовом круге это будут цвета из одного лучика.
На рисунках мы видим, как применяется контраст по насыщенности в костюмном ансамбле. Данный контраст применяется большинством для создания своего гардероба.
Симультанный контраст (впечатление: благородная, аристократическая личность).
Принцип создания: выбираем цвет на цветовом круге и определяем цвет, находящийся напротив, но берем цвет смещенный влево или вправо.
Например: выбираем красно-оранжевый, напротив него находится сине-зеленый. Но мы не берем сине-зеленый, а берем либо синий, либо зеленый, т. е. смещенный в сторону.
На рисунках вы можете увидеть примеры симультанного контраста и оценить насколько красиво он смотрится. Используя симультанный контраст можно «добавить стоимости» какой-нибудь вещи, в целом образ будет интереснее и богаче.
Контраст по цвету (впечатление: движение, радость, открытость, простота, наслаждение жизнью).
Принцип создания: для данного контраста мы можем использовать первичные цвета (желтый, синий, красный), вторичные цвета (оранжевый, фиолетовый, зеленый) и ахроматические цвета (черный, белый).
Третичные цвета для создания контраста по цвету НЕ УЧАСТВУЮТ.
Минимальное сочетание цветов в контрасте по цвету – три. Причем минимум два из них должны быть цветными, ахроматические цвета можно использовать как дополнительные цвета для усиления контраста хроматических цветов.
Например: красный, синий, белый; зеленый, синий, черный; фиолетовый, оранжевый, зеленый. Самым ярким контрастом по цвету считается контраст первичных цветов (красный, синий, желтый).
Контраст по цвету широко применяется в рекламе, в символике государств, в спортивной экипировке.
Контраст по площади цветовых пятен (впечатление: неординарная личность, умеющая подчеркивать свои достоинства и выделять из толпы, яркость и неординарность).
Данный контраст отлично работает в случаях визуальной коррекции фигуры, когда нужно сфокусировать внимание на определенных частях тела.
Принцип создания: чем меньше площадь цветового пятна, — тем больше оно привлекает внимание.
На картинке мы видим насколько маленькие красные горошины на зеленом фоне смотрятся динамичнее, чем тоже соотношение цветов взятые в равной пропорции.
Примеры использования контраста по площади цветовых пятен показывают, как хорошо работает «точка фокусировки» тем самым выделяя талию, лицо или ноги.
Контраст светлого и темного (впечатление: яркая, но относительно консервативная личность).
Принцип создания: соединяя между собой ахроматические цвета (белый, черный, серый) в какой угодно пропорции мы получаем данный контраст. Самый сильный контраст по светлоте образуют белый и черный, при сравнении оттенков серого контраст снижается. Но контрастными по светлоте могут быть не только ахроматические цвета. И здесь нам опять пригодится цветовой круг. Если перевести хроматические цвета в черно-белую гамму, то мы увидим разные оттенки серого – от почти белого (желтый) до почти черного (фиолетовый). Самый слабый контраст создают красный и зеленый, так как в черно-белом виде соответствуют примерно одинаковому оттенку серого.
Контраст по светлоте в одежде позволяет играть с пропорциями и визуально корректировать недостатки фигуры, а контраст по светлоте во внешности определяет особенности цветовой гаммы вашего гардероба.
Контраст теплого и холодного (впечатление: неоднозначная, экспрессивная личность).
Принцип создания: выбираем один холодный цвет (например, синий) и один теплый (например, желтый). Или выбираем один цвет, но разных оттенков (например, холодный красный и теплый красный) и объединяем их в один костюмный ансамбль.
Что касается ахроматических цветов, то они тоже бывают теплые и холодные. Например, это только кажется, что все белые цвета одинаковы. При сравнении оттенков всегда будет видно, что один белый скорее молочный, а другой – более холодный, снежно-белый. На шкале от белого до черного, серый – самый нейтральный по теплоте цвет. Однако серый тоже может быть как теплым (голубиный цвет) так и холодным (цвет грозового облака). На температуру оттенка также влияет фактура ткани. Например, блестящие ткани всегда холоднее матовых.
Для лучшего понимания холодных и теплых оттенков одного цвета рассмотрим примеры.
По центру находится локальный цвет – то есть он и не теплый, и не холодный. Слева – холодные оттенки, справа – теплые. Считается, что у оранжевого цвета нет холодных оттенков, а имеются только теплые.
Теория цвета не просто абстрактное знание, — это мир вокруг нас. Понимание сути контрастов позволяет грамотно подчеркивать свои достоинства, затенять недостатки, привлекать внимание окружающих и собирать комплименты в свой адрес.
[…] во всех тонкостях цвета в моде, то в данной статье вы найдете подробнейшее описание с пояснительными […]